Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия входит в структуру Администрации Кобяйского улуса.
Территориальная (Кобяйская) психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК) — действует на всей территории Кобяйского улуса с 14 августа 2020 года согласно Положению о ТПМПК в Кобяйском районе.
В районе количество детей с ОВЗ и детей с инвалидностью по данным образовательных организаций на апрель месяц в 2023-2024 учебном году составляет: дошкольного возраста – 14 воспитанников, школьного возраста – 105 обучающихся, на домашнем обучении – 16 обучающихся.
Благодаря совместной работе Управление образования ), Сангарской СОШ №1 и Кобяйской СОШ им Е.Е.Эверстова 11-12 апреля 2024 года в поселке Сангар в целях комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей образовательных организаций Кобяйского улуса была организована работа выездной территориальной психолого-медико-педагогической комиссии при администрации улуса.
Прием комиссии проходил согласно плана-графика работы на базе Сангарской СОШ №1.
По результатам двухдневной плотной работы комиссии ТПМПК прошли 46 несовершеннолетних обучающихся. Из них 15 дошкольников.
Все несовершеннолетние проходили обследование в присутствии родителей (законных представителей).
Большое количество детей имеют нарушения речи, им требуется помощь специалиста-логопеда. Также выявлено большое количество детей с задержкой психического развития, которым требуется постоянная работа с психологом.
В Кобяйском районе председателем ПМПК является Вилена Саввинова, педагог-психолог Кобяйской СОШ им. Е.Е. Эверстова. Мы задали Вилене Гаврильевне несколько вопросов о деятельности комиссии.
– Вилена Гаврильевна, какова цель ПМПК?
– Цель муниципальной ПМПК – определение и подбор образовательного маршрута для детей, имеющих проблемы в обучении и поведении, через проведение комплексного обследования для определения уровня их нервно-психического развития и потенциальных возможностей, а также подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения.
– Вилена Гаврильевна, все ли формальности соблюдаются при принятии детей на ПМПК, обследование и направление на получение дальнейшего образования?
– При направлении ребенка на получение дальнейшего образования соблюдены права родителей на выбор образовательного учреждения и формы образования для ребенка.
– Кто может рекомендовать родителям ребенка пройти муниципальную комиссию?
— Могут рекомендовать воспитатели, если ребенок в дошкольном образовательном учреждении, учителя, психолог школы, социальный педагог, комиссия по делам несовершеннолетних. При образовательных учреждениях созданы психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк), в чью задачу входит наблюдение, дифференциально-диагностическое обследование и выявление детей, имеющих трудности в обучении. Также они должны провести цикл реабилитационных мероприятий с этими детьми в условиях общеобразовательной школы, установить им подбор дальнейшего образовательного маршрута. И только в случаях стойкой неуспешности рекомендовать родителям ребенка, законным представителям обратиться в муниципальную ПМПК.
Также ПМПк ОУ должен следить за выполнением рекомендаций муниципальной ПМПК по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения.
Пользуясь случаем, скажу, что довольно часто в представленных материалах ПМПк ОУ присутствует неполный или неточный перечень документов на ребенка, некорректные сведения о ребенке (адрес проживания, даты рождения, состав семьи), что затрудняет обследование детей на ПМПК.
– Вилена Гаврильевна, Ваши предложения по улучшению деятельности ПМПК, если они нужны?
– Я бы рекомендовала ответственным лицам тщательнее готовить документацию на муниципальную ПМПК и в полном объеме (перечень необходимой документации в ОУ разослан). А также своевременно выявлять детей, имеющих трудности в обучении, и своевременно обращаться в районную ПМПК для обследования и определения оптимальной для них образовательной программы.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) – это усовершенствованная форма оказания диагностических и консультационных услуг детскому населению, апробированная и внедренная в различных регионах России. ПМПК решают важнейшую задачу выявления детей и подростков с нарушениями развития в детской популяции, дифференциации их по возможностям обучения.
Родители, приводя на комиссию ребенка сами или по направлению образовательного учреждения, боятся услышать, что у их сына или дочери есть проблемы. Многие просто не хотят понять результат комиссии, не готовы к тому, что придется ребенка обучать по спецпрограммам. Конечно, только родители могут решить, в какой форме будет получать образование их ребенок. Самое главное, не упустить время, поэтому основной акцент – ранняя диагностика детей до трех лет. Здесь большую роль играет информирование населения о важности внимательного отношения к особенностям развития детей с момента рождения и на протяжении всех возрастных этапов детства.
Работа с детьми разного возраста (а в этот день специалисты работали и с взрослыми ребятами) невозможна без непосредственной работы с родителями. Педагоги, конечно же, в первую очередь консультируют родителей по вопросам развития, воспитания и обучения их детей. Кроме этого, специалисты комиссии оказывают консультативную и методическую помощь специалистам образования, здравоохранения, соцзащиты, принимающим непосредственное участие в воспитании и обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Сразу нужно сказать: заключение комиссии для родителей или законных представителей детей носят исключительно рекомендательный характер.
И для того, чтобы ребенок стал в будущем успешным, нужен не только аттестат об окончании общеобразовательной школы или диплом, но и другие качества, которые иногда становятся решающими.
Заключение ПМПК дает шанс вашему ребенку, если он действительно в этом нуждается, учиться по адаптированной программе в соответствии с его особенностями, где другие требования, другая система оценивания.
Эльвира Каменева, специалист Управления образования Кобяйского улуса.